ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ и ХВОСТОВОЙ РЕДУКТОРЫ

Промежуточный редуктор в основном служит для изменения направления привода и разветвления его по двум и более направлениям. Передаточное отношение его обычно близко к единице.

Хвостовой редуктор предназначен для вращения рулевого винта. Он, как правило, имеет передачу под углом около 90°. Передаточное отношение его, как и промежуточ­ного редуктора, небольшое. Хвостовой редуктор имеет спе­циальный механизм, обеспечивающий управление шагом рулевого винта.

При эксплуатации промежуточного и хвостового редук­торов, так же как и при эксплуатации главного, основное внимание обращается на наличие и кондиционность приме­няемых смазок, а также на отсутствие в редукторах дефек­тов. Для смазки промежуточного и хвостового редукторов на большинстве вертолетов применяется гипоидное масло.

При эксплуатации хвостовых редукторов на этом масле были случаи заедания ножного управления из-за отказа в работе червячной пары вследствие чрезмерного отложения на ней смолистых веществ. Причиной указанного дефекта является осмоление гипоидной смазки в редукторах верто­летов при длительной их эксплуатации. Предупредить этот

дефект можно промывкой червячной пары через определен­ный промежуток времени. Так, например, на вертолете Ми-1 червячные пары хвостового редуктора рекомендуется промывать не реже чем через три года эксплуатации.

Наиболее удобно совмещать промывку хвостового редук­тора с его восстановительным ремонтом, но эту работу мож­но частично выполнить и в условиях эксплуатации, не сни­

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ и ХВОСТОВОЙ РЕДУКТОРЫ

мая хвостового редуктора с вертолета. На вертолете Ми-1 указанная работа выполняется в такой последовательности.

1. Отвертывается с втулки рулевого винта гайка с ма­сленкой и гайка на штоке хвостового редуктора.

2. Отвертываются шесть гаек крепления крышки карте­ра хвостового редуктора, крышка картера вместе с ведо­мой шестерней и фланцем снимается.

3. Отвертывается пять гаек крепления крышки подшип­ников звездочки и крышка снимается.

4. Ставятся монтажные метки на торцы червяка штока и звездочки хвостового редуктора.

5. Вывертывается шток с червяком путем вращения его против часовой стрелки.

6. Отвертываются шесть гаек крепления крышки звез­дочки и крышка снимается.

7. Снимается пружинное кольцо и отвертывается пробка звездочки.

8. Промывается чистым бензином червячная пара и внутренняя полость звездочки до полного удаления СМОЛИ­стых веществ. Промытые детали обдуваются сжатым воз­духом и тщательно осматриваются для выявления в них дефектов.

Сборка хвостового редуктора выполняется в обратной последовательности. При сборке пробка звездочки вверты­вается до упора в торец штока. Метки на торцах червяка штока и звездочки должны при сборке совпадать.

Резьба червяка перед сборкой смазывается маслом МС-20 или МК-22.

После сборки редуктора проверяются плавность хода педалей ножного управления и углы отклонения лопастей рулевого винта, редуктор заправляется гипоидным маслом и испытывается при работающей трансмиссии на земле и в воздухе.

Возможными дефектами хвостовых редукторов являются трещины, места появления которых показаны на рис. 47